Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2017


Официальный сайт губернатора Свердловской области

29.07.2016г.

Порядок определения легитимной управляющей организации при предъявлении жильцам многоквартирных домов «двойных» квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг

С 01.05.2015 Жилищным кодексом РФ для управляющих компаний (кроме товариществ собственников жилья) введена обязательность лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

При этом, управляющие компании могут управлять только теми домами, которые в установленном порядке под контролем государства включены в специальный реестр, прилагаемый к лицензии.

Системное толкование ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что, один и тот же дом не может одновременно находиться в реестре лицензий разных управляющих организаций.

Таким образом, выставлять квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг в адрес жильцов дома может только управляющая организация, в реестр лицензии которой включен спорный дом.

Реестры лицензий управляющих организаций находится в свободном доступе на официальном сайте Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ДГЖиСН) в сети Интернет http://nadzor.midural.ru, раздел «лицензирование и лицензионный контроль».

Указанные сведения регулярно обновляются контролирующим органом.

Таким образом, если жителям дома поступили две (или более) квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг от разных управляющих компаний, то в первую очередь необходимо обратиться к указанному выше Интернет-ресурсу и выяснить реквизиты управляющей организации, в реестр лицензии которой включен спорный дом, а также дату включения дома в соответствующий реестр.

Установив по реестру легитимную организацию и дату включения дома в данный реестр, житель может вносить плату за жилищно-коммунальные услуги по соответствующей квитанции легитимной организации.

При этом, в отношении другой управляющей компании, которая незаконно предъявила платежные документы жителям дома, житель вправе обратиться с заявлением в ДГЖиСН или в органы прокуратуры с требованиями о привлечении организации-нарушителя к административной ответственности за нарушения законодательства в данной сфере и принятии мер по устранению таких нарушений.

Включение дома в реестр лицензии управляющей компании не означает, что собственники помещений в доме не могут изменить способ управления (перейти под управление другой организации). Указанным правом собственники вправе воспользоваться в любой момент. В случае принятия решения об изменении способа управления (управляющей компании), вновь выбранная управляющая компания обязана принять меры по включению дома в свою лицензию. Данные действия по включению дома в реестр лицензии на территории Свердловской области осуществляются ДГЖиСН.

Таким образом, после принятия решения о выборе новой управляющей компании управляющая компания с документами, подтверждающими ее выбор в качестве управляющей компании, обязана обратиться в адрес ДГЖСиН. Указанным государственным органом по результатам рассмотрения документов (при условии соблюдения требований закона) принимается решение о включении дома в реестр лицензии новой управляющей компании и, соответственно, об исключении дома из реестра лицензии предыдущей управляющей компании.

Процесс включения дома в реестр новой управляющей компании и исключения дома из реестра предыдущей управляющей компании может занять срок до 1 месяца, в зависимости от скорости подачи необходимых документов в контролирующий орган, поэтому при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления целесообразно указывать новой управляющей компании на необходимость приступить к управлению домом не ранее, чем через месяц с момента принятия решения (принятие данных мер позволит избежать ситуацию, при которой в одном расчетном периоде (месяце) предыдущая и новая управляющие организации могут правомерно выставить счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг пропорционально времени легитимного управления каждой управляющей организации в течение данного расчетного периода (месяца).

В случае, если часть истекшего месяца дом был в реестре лицензии одной управляющей компании (например, по 10 июня включительно), а оставшуюся часть – в реестре лицензии другой управляющей компании, то оплату, начисленную за целый календарный месяц, также необходимо вносить в разные организации пропорционально числу дней легитимного управления.

В описанной ситуации действия обеих управляющих компаний по выставлению платы за жилищно-коммунальные услуги за целый месяц также незаконны и влекут предусмотренную законом ответственность.   

В случае отсутствия спорного дома в реестрах лицензии обеих управляющих организаций, выставивших счета-квитанции, жильцу для защиты своих прав необходимо обратиться с письменным заявлением в ДГЖиСН или в органы прокуратуры по месту жительства. До получения письменного ответа с разъяснениями жилец вправе приостановить внесение платы за жилищно-коммунальные услуги.



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2016
webmaster@midural.ru
  Создание сайта   Разработка сайта