Правительство Свердловской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Copyright © Правительство
Свердловской области, 2000-2017


Официальный сайт губернатора Свердловской области

03.10.2016г.

В Свердловской области подвели итоги регионального этапа конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

В Свердловской области подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Основные цели проведения областного этапа профессионального состязания - повышение активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, привлечение внимания педагогического сообщества к включению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования, а также аккумуляция и анализ существующей практики инклюзивного образования в учебных учреждениях региона.

В конкурсе приняли участие 16 образовательных учреждений, расположенных в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Новоуральском, Красноуфимском, Горноуральском, Нижнесалдинском городских округах и других муниципалитетах региона.

По итогам состязания конкурсная комиссия определила победителей в четырех номинациях: «Лучшая инклюзивная школа», «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования», «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию и «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе».

При оценке образовательных учреждений члены конкурсной комиссии оценивали множество параметров, например, архитектурную доступность школы; наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, учитывалось наличие службы психолого-педагогического сопровождения, а именно - достаточного количества педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов, социальных педагогов; участие тьюторов и ассистентов в образовательном процессе.

По итогам регионального этапа конкурса, лучшей инклюзивной школой в Свердловской области был признан новоуральский лицей № 58, на базе которого с 2002 года созданы классы для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения слабовидящих детей в лицее № 58 территориально не отдалена от места жительства ребенка, что позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернаты, а также дает возможность создать условия для их проживания и воспитания в семье, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество, а посещение кружков и секций дополнительного образования и занятий внеурочной деятельности как на базе лицея, так и на уровне Новоуральского городского округа, способствует развитию личностного потенциала.

Для повышения архитектурной доступности в школе были установлены бетонная лестница с пандусом и ограждениями на улице, а также опорные устройства на пути следования колясочников. Кроме того, были расширены дверные проемы, оборудованы туалеты. В лицее созданы материально-технические условия для обучения, лечения и отдыха обучающихся с ОВЗ: оборудованы пять учебных кабинетов, медицинский кабинет и ортоптический (светлая и тёмная комнаты), библиотека с читальным залом, зал ритмики, два спортивных зала и спортплощадка, лыжная база, кабинеты робототехники и творчества, зимний сад, столовая.

Одной из эффективных возможностей социализации детей с ОВЗ в лицее является представление своих творческих способностей на занятиях вокалом, танцами, ритмикой. Обучающиеся участвуют в праздничных событиях не только на уровне образовательной организации, но и в рамках областного фестиваля детского творчества «Зимняя соната», городского фестиваля «Мы всё можем!» для детей с ОВЗ, городского спортивно-туристского конкурса семей, воспитывающих детей с ОВЗ «ПриСОединяйся!».

В номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» победителем стала школа № 9, расположенная в Артемовском городском округе, а лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе, по мнению конкурсной комиссии, представлены в екатеринбургской школе № 132.    Одной из форм организации профориентационной деятельности обучающихся с ОВЗ в данном образовательном учреждении является процесс вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность и  использование дистанционных технологий обучения. Профориентационная работа на уровне начального образования строится через активное включение во внеурочную деятельность на базе Дворца детского творчества «Юный Химмашевец», с более старшими учениками работают педагоги-психологи, также разработана система защиты практико-ориентированных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности. Кроме того, школьники участвуют в мероприятиях городской программы «Профи-дебют», реализуемой екатеринбургским центром психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог».

Лучшим ресурсным центром по инклюзивному образованию по итогам регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» стала начальная школа-детский сад № 105 для детей с ограниченными возможностями здоровья в Нижнем Тагиле. Данное образовательное учреждение имеет 15-летний опыт работы с детьми в возрасте от 3 до 12 лет с такими особенностями развития, как нарушение опорно-двигательного аппарата (в том числе с тяжелой формой ДЦП), нарушениями зрения и эмоционально-волевой сферы (в том числе с расстройствами аутистического спектра) и так далее. На сегодняшний день в учебном заведении занимаются 68 детей дошкольного возраста с разными типами нарушений, из них 46 имеют статус «ребенок-инвалид»; в начальной школе обучаются 63 ребенка, 33 из которых имеют статус «ребенок-инвалид».

В образовательном учреждении созданы специальные условия, в частности, тактильные разметки, таблички, наклейки, увеличители и лупы для детей с нарушениями зрения; реабилитационное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ручные и ножные тренажеры, ходунки, вертикализаторы, специальные кресла с головодержателем; развивающие, коррекционные комплексы с видеоуправлением «Возьми и сделай!», «Буквы, цифры и цвета». Также в каждой группе оборудован речевой центр «Уголок логопеда» для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Кроме того, в школе-детском саду проводятся творческие недели, позволяющие включать детей с ОВЗ в разнообразные виды деятельности и социальные отношения; реализуется проект ранней профориентации «Особый проект для особых детей», направленный на развитие интересов, расширение представлений и опыта деятельности, формирование личностных установок.

Образовательные учреждения, победившие на региональном этапе конкурса, представят Свердловскую область на федеральном уровне. Финал Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» состоится в Москве.

Отметим, что в Свердловской области развитию инклюзивного образования и поддержке инвалидов уделяется серьезное внимание. Так, в апреле в рамках специализированного форума EXPO BUILD RUSSIA 2016 в Екатеринбурге состоялась конференция «Обеспечение условий для беспрепятственного доступа  инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур  в регионе». На ней обсудили актуальные вопросы формирования безбарьерной среды для маломобильных групп населения в регионах России. В частности, состоялось обсуждение региональных стандартов качества доступности объектов и услуг организаций социальной инфраструктуры для инвалидов; практики и методики организации работ по разработке концепции комплексной адаптации городских территорий для обеспечения условий доступа инвалидам. Кроме того, был рассмотрен вопрос адаптации памятников и религиозных объектов для доступности инвалидов.

Также при грантовой поддержке министерства культуры РФ и Фонда первого Президента России Б. Н. Ельцина в Свердловской области реализуется проект «РИТМ», в рамках которого глухие и слабослышащие дети из Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» могут познакомиться с тем, как рождается музыка. В рамках проекта «Виртуальный концертный зал» специалистами Свердловской филармонии и центра «Эхо» разработан алгоритм специальных видео-занятий для глухих и слабослышащих детей. Каждое занятие - это ряд музыкальных фрагментов, объединенных сквозным сценарием в сопровождении текста музыковеда и ведущего, дублированного титрами и синхронным сурдопереводом. Свердловская государственная академическая филармония установила в Центре «Эхо» специализированное оборудование (персональные усилители звука и ретрансляторы для слуховых устройств), которое позволяет обеспечить максимально достоверную «звуковую картину» для обучающихся и воспитанников центра.



© Правительство
Свердловской области, 2000 - 2016
webmaster@midural.ru
  Создание сайта   Разработка сайта